Скупой платит дважды. Как промышленному холдингу избежать лишних затрат.

Лебедь, рак и щука

В большинстве крупных холдингов перерасход средств и «раздувание» расходной части бюджета – обычное явление, на которые знающие люди из среды управленцев смотрят «сквозь пальцы», потому что не всегда понимают, как с этим бороться...

Между тем, это вполне закономерное и объяснимое явление, потому что практически в каждом крупном холдинге происходит столкновение интересов разных «лобби», групп, имеющих разную степень влияния на ситуацию, разную степень участия в принятии решений, разные возможности манипулировать этими решениями и разные цели.

Если упростить схему, то выглядеть она может следующим образом.

Интересы трёх основных групп внутри холдингов:

Каждая из этих групп «тянет одеяло на себя», считая приоритетными именно свои интересы. Это приводит к тому, что мы можем наблюдать в любом крупном холдинге: есть люди, которые вкладывают деньги в производство, есть люди, которые контролируют использование этих средств и есть люди, которые расходуют эти средства. Причём последние часто делают это по своему усмотрению, убеждая первые две группы в необходимости тех или иных расходов.

Ситуация часто усугубляется тем, что у всех трёх групп разные образовательные платформы. Владельцы бизнесов все чаще обзаводятся непрофильными активами, в управлении холдингов преобладают люди с экономическими и/или юридическими знаниями, и только на уровне исполнителей подавляющее большинство менеджеров можно отнести к профессионалам данного конкретного бизнеса.

При взгляде со сторон кажется, что подобная ситуация как будто специально создана для злоупотребления и нецелевого расходования средств. Потому что профессионал всегда будет иметь преимущество перед непрофессионалом, поскольку он может объяснить острую необходимость дорогостоящей программы сан. обработки, он может обосновать целесообразность использования добавок, препаратов или сырья фирмы «ХХХ» в огромных количествах, он может доказать преимущества установки более дорогостоящего оборудования и т.д.

И вне зависимости от того, искренен ли профессионал в своих убеждениях, прав ли, честен или нет, непрофессионалу трудно дать этим аргументам адекватную оценку. Итогом этого несоответствия становятся перерасход средств и «раздувание» расходной части бюджета, с которых начинается эта статья.

Бесплатные советы выгодны дающим

Понятие «консалтинг» давно и вполне успешно используется на пост-советском пространстве. Однако чаще всего это слово встречается в таких словосочетаниях как «финансовый консалтинг», «юридический консалтинг», «инвестиционный консалтинг» и т.д.

Во всяком случае, выражение «производственный консалтинг» или «технологический консалтинг» явно не на слуху.

Одно время многие холдинги, «вступившие» в ранее незнакомый им вид деятельности, использовали услуги независимых консультантов – в основном иностранных (а некоторые используют и до сих пор). Однако как показала практика, если холдинг российский, и не входит в состав какого-нибудь международного концерна, который имеет своих штатных специалистов высокого уровня, услуги иностранных умников обходятся ему слишком дорого и не всегда дают ожидаемый эффект...

Причина проста: средняя ставка более-менее приличного консультанта-европейца составляет 500-800 евро в день.

А ведь большинство российских сырьевых рынков достаточно нестабильно, сплошь и рядом встречаются значительные расхождения качественных показателей сырья между разными производителями и даже разными партиями, существуют сезонные колебания цен, качества и доступности разных видов сырья – особенно природного происхождения, во многих отраслях существует повышенная текучесть кадров, проблемы с финансированием и кредитованием, с рынками сбыта, наконец. Всё это обуславливает необходимость постоянной работы консультанта с предприятием, постоянного поиска путей оптимизации издержек и совершенствования технологических и управленческих процессов. А теперь умножьте мысленно слово «постоянно» на ставку западного консультанта.

Для любого российского предприятия, даже самого преуспевающего, даже входящего в состав крупного холдинга, подобный консалтинг выглядит как непозволительная роскошь! Тем не менее, консалтинг в промышленном производстве существует, однако основная форма его существования – это техническое сопровождение продаж.

Наивные топ-менеджеры (непрофессионалы) с гордостью рассказывают о том, как они решают производственные, технологические, управленческие и даже организационные проблемы своих предприятий за счёт поставщиков товаров и услуг. И не хотят видеть очевидного: того, что данный вид консалтинга выгоден в первую очередь поставщикам, которые при возникновении любых проблем в первую очередь рекомендуют клиенту продукты или услуги своих компаний.

Целью этой статьи не является доказательство того, что техническое сопровождение продаж это плохо. Вовсе нет. Просто данная услуга имеет несколько завуалированных параметров, которые поставщики не особо-то и скрывают, однако на которых почему-то не хочет фокусировать своё внимание профессиональный экономически подкованный топ-менеджмент.

Во-первых, техническое сопровождение продаж и консалтинг поставщиков вовсе не является бесплатной услугой, как это принято официально утверждать. Стоимость использования специалистов, их командировки, мозговые штурмы и профессиональные консультации включены в стоимость поставляемых на предприятие продуктов.

Во-вторых, данный вид консалтинга не даёт стопроцентную гарантию объективности, поскольку специалист, услуги которого поставщик предоставляет своему клиенту, аффилирован со своей компанией. И при анализе любой ситуации, с которой он сталкивается на производстве клиента, первая мысль, которая приходит ему в голову, выглядит примерно так: «как я могу использовать эту ситуацию с пользой для своей компании?»

В-третьих, для того, чтобы воспользоваться интеллектуальными ресурсами какой-либо компании, вы вынуждены у этой компании что-нибудь купить. Таковы правила игры. А если вам ничего от них не надо? А если вы уже давным-давно вышли из товарно-денежных отношений? Мне известен случай, когда компания, недавно занявшаяся животноводством, и нуждавшаяся в услугах конкретного специалиста-ветеринара, который знал специфику данной производственной площадки, закупила у компании-работодателя этого специалиста ненужный ей на тот момент профилактический препарат, в небольшом количестве, буквально минимальную партию: 4 мешка. Фактически это была оплата услуг консультанта.

Непонятно только одно: если вам нужна профессиональная консультация, почему бы не заплатить именно за неё, не покупая при этом ненужный товар? Неужели злополучное слово «халява» имеет гипнотическую власть даже над расчётливым разумом топ-менеджеров?

«Чёрные дыры» расходной части бюджета: найти и обезвредить!

При профессиональном анализе производственных показателей предприятий, часто можно обнаружить расхождение фактических издержек с объективно необходимыми. Причём, далеко не всегда данные расхождения являются результатом злого умысла или злоупотреблений ответственных за производство и формирование расходной части бюджета сотрудников.

Часто причинами становятся банальная халатность, отсутствие мотивации, недостаточный профессиональный уровень, желание «подстраховаться» и прочие вполне житейские причины. Но разве по-детски наивное «мы хотели как лучше» может считаться оправданием для акционера, который не получил десятки тысяч, а то и миллионы долларов прибыли?

В таких условиях найти и обезвредить «чёрные дыры» в расходах компании сможет независимый консультант, которого можно привлечь как для полного анализа производственной деятельности компании, так и для решения конкретной проблемы.

На фоне необоснованных многомиллионных затрат 50-100 тысяч рублей за программу оптимизации расходов и гарантированного снижения издержек – символическая сумма для крупного холдинга, заинтересованного в принципиально новом подходе к снижению издержек!

В настоящее время российский производственный рынок демонстрирует явные предпосылки для аутсорсинга профессионального консультирования в сфере производства и промышленных технологий.

Вот их краткий список:

1. Появление непрофильных активов у крупных компаний, занятых в других отраслях народного хозяйства. Например, уже никого не удивляют новости о том, что очередной нефтяной или стальной холдинг обзавелся крупным свинокомплексом, птицефабрикой или молочной фермой.

2. В топ-менеджменте крупных холдингов есть явный дефицит квалифицированных специалистов, которые могут выносить независимые профессиональные суждения по производственным вопросам.

3. Технологические, управленческие и организационные проблемы есть практически на каждом крупном производственном предприятии.

4. Наличие в штате постоянного специалиста-практика, обладающего глубокими теоретическими знаниями на уровне профессора довольно затратно; аутсорсинг такого специалиста гораздо выгоднее с экономической точки зрения.

5. Техническое сопровождение и консультации поставщиков коммерциализованы и не дают гарантии 100% объективности и правильности предлагаемых решений.

6. «Человеческий фактор». Специалисты на местах не всегда могут дать достоверную оценку ситуации и предложить наиболее оптимальное решение, поскольку:
- они находятся «внутри» ситуации и у них может быть «замылен взгляд»;
- они могут преследовать личные интересы при выборе поставщиков, продуктов или мероприятий;
- профессиональные уровень «внутренних» специалистов к сожалению не всегда развивается пропорционально достижениям современной науки и технологий – за счёт ежедневной погруженности в деятельность своей производственной площадки у специалиста просто нет времени и возможностей для повышения своего профессионального уровня.

7. И, наконец, причина, которая стала «зубной болью» для всех крупных игроков рынка – прогрессирующий экономический кризис, который заставляет сгруппироваться и отсечь все лишнее даже самые успешные и твердо стоящие на ногах холдинги.

Какие плюсы даёт аутсорсинг независимого консультанта по оптимизации производства?

1. Независимость и компетентность консалтинга. Независимый консультант не входит в штат компании и не зависит от внутренних мнений. Он также не осуществляет консультации в пользу какой-либо конкретной коммерческой компании, поскольку дорожит своей репутацией независимого эксперта.

2. Мотивация на результат. Вознаграждение независимого консультанта напрямую зависит от результата его консультирования. Консультирование возможно на нескольких уровнях:

3. Гарантия снижения издержек. В качестве эксперимента серьезные консультанты обычно предлагают своим крупным клиентам-холдингам заключить Договор на консультационное обслуживание одной промышленной площадки. При наличии реально измеримых экономических и производственных результатов, программы оптимизации распространяются на остальные предприятия холдинга.

4. Конфиденциальность. При аутсорсинге специалиста с компанией-клиентом подписывается контракт, который строго регламентирует зоны ответственности консультанта, в том числе и ответственность за сохранение конфиденциальности полученных в ходе консультирования сведений.

Пришло время отказаться от отживших своё стереотипов: «хороший консультант – это иностранец из крупной европейской компании»; «приглашать специалиста со стороны = сор из избы выносить»; «чем платить за чужие советы, лучше воспользоваться бесплатным техническим сопровождением поставщиков» и т.д.

Время для аутсорсинга профессионалов настало! Ситуация на рынке изменилась, и вместе с ней должен измениться и менталитет эффективного управленца.

У руководителя, ежедневно озадаченного решением тысяч вопросов и лично отвечающего за эффективность возглавляемого им производства, нет времени на получение академического образования или чтение толстых профессиональных справочников и трудов. Тем не менее, у него есть выбор: либо полностью довериться мнению сотрудников своей компании, которые каждый день «варятся в этом котле», либо позволить себе взглянуть на происходящее в компании свежим взглядом независимого эксперта.

Ведь если жить и работать по инерции, не находясь в постоянном поиске способов усовершенствования производственных и управленческих процессов, большинство холдингов окажется в ситуации, когда голова не успевает за ногами. В этом случае «чёрные дыры» в бюджете компании будут неминуемо расти, что на фоне набирающего силу экономического кризиса является не просто фактором риска, а вопросом выживания.



Бурдаева Е.С.



Вернуться к списку статей