Тайна «рёвы-коровы»

или почему плачут женщины

...Как-то один давно и счастливо женатый мужчина решил сделать своей законной супруге подарок на юбилей и пригласил её на концерт классической музыки. Он невероятно растрогался, увидев слёзы у неё на глазах и решил, что виной тому прекрасная музыка. Ему было невдомёк, что причиной слёз были тесные парадные туфли, которые она не надевала чуть ли не со времен их свадьбы... Эта сцена из фильма «Весёлые ребята» запомнилась многим: спутник горько плачущей зрительницы «весёлого концерта» с умилением произносит фразу, ставшую крылатой: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!» И буквально следующий кадр открывает зрителю загадку плачущей Эммы – увы, это не музыка Листа, а туфли, которые нещадно жмут...

Почему женщины плачут? Принято считать, что так они дают выход накопившимся у них эмоциям, выпускают пар. Отчасти это верно, однако есть женщины, которые плачут, не дожидаясь пока накопится достаточно эмоций. Женщины со зрительным вектором – как называет их системно-векторная психология – плачут не только от горя, обиды и боли … У них есть и другие причины для избавления от ненужной организму соли.

Причина первая: жалость и сострадание. Жалость и сострадание губят и подставляют нашего брата сплошь и рядом, ибо мы, бабы, народ сердечный, жалостливый... А уж как тяжело приходится женщинам со зрительным вектором – не передать словами. Ведь у них и так глаза постоянно на мокром месте...

Люди со зрительным вектором как никто другой склонны к эмпатии и сопереживанию. Они из той редкой породы людей, которые не всегда воспринимают «черный юмор», потому что не понимают как можно смеяться когда кто-то страдает. Зрительная девочка, только что за компанию хихикавшая над свежим анекдотом вдруг начинает подозрительно шмыгать носом, роняя слёзы одну за другой. – Ты чего плачешь? – недоумеваете вы, - Что случилось? – Я вдруг представила себя на месте той собачки из анекдота…. – отвечает она, заикаясь от рыданий, и вам становится ясно, что причина этих слез лежит где-то за пределами вашего понимания.

Если зрительный вектор присутствует у женщины с невысоким уровнем развития личности, она вряд ли будет способна сопереживать другим. Вся её «эмпатия» будет обращена «в себя». Она будет требовать сочувствия и сострадания от других, добывая их истериками, эмоциональным шантажом, гипертрофированными жалобами и надуманными проблемами… И даже если вдруг она расплачется над рассказом о чужой нелёгкой судьбе, то слёзы вызовут не чужие тяготы, а скорее их похожесть на собственные проблемы, либо сыграет роль богатая зрительная фантазия, которая покажет как всё может быть ужасно, если она сама вдруг окажется в похожей ситуации. Это будет своего рода эмпатия, но только направленная вовнутрь, на себя, на своё эго...

Если же обладательница зрительного вектора – личность развитая, то сострадание и эмпатия к окружающим способны подвигнуть её на серьёзные поступки, включая самопожертвование. И тут уже не важно – спасать одну отдельно взятую бабушку от чёрствости чиновников или всё человечество от грозящих ему катаклизмов – главное сама способность сострадать другим. Такие люди усыновляют чужих детей «по велению души», закрывают своим телом других в минуту опасности, сдают кровь для пострадавших в разных катаклизмах и едут в горячие точки, чтобы спасти человечество… Но это отдельная история, сегодня мы говорим только о слезах – а это скорее результат эмоционального импульса, чем осознанное действие.

Помню стоим как-то 9 мая с моей зрительной дочуркой на балконе и смотрим на парадное шествие. А возглавляют его старички-ветераны, медленно идущие на больных ногах и с трудом несущие на себе ряды медалей и орденов. Смотрю на них – и сердце кровью обливается.

- Видишь, - говорю дочери, - какие они старенькие и как их мало осталось. Мы этим людям ноги должны целовать за то что живём сейчас свободными людьми в свободной стране, а государство им копейки какие-то платит. Недавно видела, как один старичок в мусорном баке копался, какие-то хлебные корки засохшие доставал… Не бомж, не пьяница, чистенький такой старичок, просто ему есть нечего...

И вдруг слышу рядом какие-то подозрительные всхлипы. Поворачиваюсь - а у дочери всё лицо исчерчено чёрными полосками – тушь потекла. – Чего ревёшь, - спрашиваю, - дурында?

А она мне: - Ветераааанов….жаааалко… И рыдает себе дальше.

Или вот случай. Сидим с подругой в кафешке на улице, блинчики едим, болтаем. И вдруг она отвлекается на что-то за моей спиной и глаза её мгновенно наполняются слезами. Поворачиваюсь и вижу сгорбленную седую старушку в накрахмаленном воротничке, которая торгует маленькими синими букетиками, умоляюще протягивая их равнодушным прохожим… Поход в кафе закончился тем, что вместо чаевых официанту мы пожертвовали всю сдачу трогательной цветочнице – иначе мою подругу было никак не успокоить.

...Помнится, лет двадцать назад эстонцы сняли потрясающий фильм – «Только для сумашедших», главную роль в котором сыграла Маргарита Терехова. В больницу маленького городка привозят парня, пытавшегося покончить с собой. Парень не смог пережить «удар судьбы» — в самый ответственный для юного любовника момент оказался несостоятельным. Жизнь для него потеряла всякий смысл. Одна из больничных медсестер, пожалев бедолагу, приводит его ночью в процедурную …и там самым простейшим и древнейшим способом излечивает его от желания умереть, доказав, что его импотенция всего лишь миф... В итоге она теряет свою собственную семью – и даже жизнь – но она успевает объяснить дочери свой странный для окружающих поступок: «грех – знать, что можешь спасти человека, и не сделать этого»...

А вспомните героиню Елены Прокловой в фильме «Единственная»!... Трогательная и тонко чувствующая Танюша бросается в объятия руководителя музыкального кружка в исполнении Высоцкого, потому что её до глубины души тронула его отчаянная песня «Охота на волков», потому что он одинокий и неухоженный и её женская кожно-зрительная сущность просто требует пожалеть, приласкать, хоть на короткий миг унять его страдание и боль… Кто же знал, что внезапное возвращение мужа совпадет с этим приступом бабьего сострадания!...

Одна моя знакомая однажды, выпив лишнего, разоткровенничалась и рассказала как «дала» одноногому соседу «из жалости». «Так, говорит, на меня смотрел он, с такой тоской, что я сама его взяла и завела домой, пока мужа не было. И не поверишь, так и не сказали друг другу ни слова – он только дышал громко, а я плакала, так жалко его было...»

Женщина с развитым зрительным вектором действительно способна отдаться мужчине из жалости и сострадания. Уж так устроено развитое зрение – заставляет чувствовать чужую боль и страдания как свои.

Причина вторая: страх. Женщины со зрительным вектором часто становятся жертвами своего собственного страха. Вообще, именно зрение является источником всевозможных фобий и страхов. С древних времен люди со зрительным вектором выполняя роль дневных дозорных, предупреждающих племя об опасности… Однако их зоркому зрению всегда сопутствует богатая фантазия, которая в свою очередь порождает склонность к паническому страху и фобиям. Когда-то давно пугливость была необходимым условием для выполнения видовой роли дозорных – испугавшись, женщина могла подать мгновенный сигнал об опасности. Однако сейчас мир несколько сложнее чем двоичная система «своё племя» vs «чужие» или «хищники». И просто бояться и пугаться любого шороха – уже архитипично. В итоге склонности к фобиям превратились в своего рода атавизм, избежать которого можно только перейдя из состояния «страх» в состояние «любовь».

Страхи достаточно легко могут овладеть женщиной с неразвитым зрением. В зрительном векторе вообще кроется много первобытного страха, который выходит наружу, когда в душе образуется пустота, требующая заполнения. А образуется она от нехватки любви – в самом широком смысле этого слова. Любовь в зрительном векторе на высшем уровне развития – это тотальное чувство наполненности и гармонии. Любовь, выводящая из страхов, это сострадание к другим, искреннее, переполняющее. Переживание, направленное не в себя, а наружу... Это может быть любовь к мужчине, к детям, к людям, к животным и даже растениям… Женщина со зрительным вектором нуждается в чувстве любви как никакая другая. Это чувство наполняет её, даёт ей возможность насытиться эмоциями и переживаниями, почувствовать себя «полным сосудом», гармоничной и не напрасно живущей на этой земле. Когда же зрительная девушка, нуждающаяся в постоянной эмоциональной подпитке, не получает её от любви и переживания эмпатии, «вакантное место» мало помалу заполняют различные страхи, оставшись наедине с которыми, она рискует превратится в истеричку, да ещё и в самую настоящую рёву-корову.

К примеру, она слышит в новостях об известной актрисе, скоропостижно скончавшейся от рака, и к ней в голову лезут страшные мысли о смерти. Воображение рисует ей страшные картины. Она плачет и никак не может остановиться, потому что ей ужасно страшно умирать, не абстрактно страшно, а вот прямо сейчас, в тот самый момент как она представила себе это.

Или она идет домой по пустынной аллее и впереди вдруг –клац! перегорает и гаснет лампочка в фонаре. У бедной девушки сердце мгновенно сбивается с ритма, лицо и руки покрываются испариной, а на глаза наворачиваются слёзы – мамочки, как стало вдруг темно и страааашноооо! А вдруг там под фонарём маньяк??? Она плачет и бежит на своих шпильках, стараясь не всхлипывать слишком громко, и только добежав до дома даёт волю слезам и какое-то время ещё поскуливает, включив во всей квартире свет, а также компьютер, телевизор и чайник.

Самые распространённые страхи зрительных девушек, вызывающие мгновенные слёзы – это страх смерти, старения, одиночества, болезней, страх темноты и мертвецов, боязнь всего мистического и оккультного, а также мелкие бытовые страхи в лице тараканов, пауков, мышей и крыс. Интересно, что страхи эволюционируют и «взрослеют» вместе с ними. В детстве мы боимся остаться без мамы, потом боимся темноты, потом боимся «остаться без Него», а к старости боимся морщин, боли или медленной и мучительной смерти...

Впрочем, бывают и более сложные сюжеты. Помните фильм «Блондинка за углом»? Момент, когда Надя в исполнении Догилевой плачет, поточу что представила, как через много лет ее сын погибнет, как нельзя лучше отражает образность мышления людей со зрительным вектором и его влияния на эмоциональность. Любую пугающую ситуацию – даже гипотетическую – женщина с развитым зрением способна не просто представить, но и настолько насыщенно прожить внутри себя, что на эмоциональном уровне она ощущается как абсолютно реальная. Поэтому и слёзы получаются неподдельные...

Причина третья: жалость к себе.

Помните как легко плакалось в детстве? Причиной могло стать всё что угодно - от ушибленных коленок до каких-то смешных с точки зрения взрослых обид. Когда зрительное свойство сопереживать остается направленным внутрь себя, получается, что неразвитое зрение так и не вырастает из «детских штанишек», и внутри зрительной женщины продолжает жить маленькая девочка, которой часто бывает себя жалко. Ведь это же она заставляет нас тайком покупать себе шоколадки и съедать их, прячась от детей и озабоченных нашим лишним весом мужей. Это она восхищается первыми одуванчиками и напоминает взрослым тётям как правильно плести венки. Это она удерживает нас у витрин магазинов игрушек, вынуждая с умилением и восторгом разглядывать платьице, в которое одета очередная Барби… И это она горько плачет, когда чувствует себя одинокой и брошенной...

Случается так, что маленькая девочка так и не взрослеет. Нет, внешне она конечно может выглядеть как взрослая женщина, но она так и не вырастает из своих страхов – прежде всего из страхов за себя. Не научившись переживать за других и не сумев развить в себе эмпатию и сострадание к внешнему миру, такая женщина зациклена только на своих проблемах и несчастьях. Жалость к себе частенько выливается в слёзы – особенно когда что-то не получается, когда мир несправедлив или кажется враждебным. Накричал начальник – слезы, оштрафовал гаишник – слезы, муж не заметил новое платье – опять слёзы...

Иногда доходит до смешного. Одна моя бывшая коллега могла на полном серьёзе расплакаться, нечаянно стукнувшись о дверной косяк. Идёт, бывало, из кабинета в кабинет, уткнувшись в бумаги, и ничего не видит вокруг, кроме буковок и циферок. А тут вдруг дверной косяк впереди, да причем так неудачно, что столкновение неизбежно. Другой матюгнулся бы и рассмеялся, а она начинала плакать. Да ещё и реально по детски, когда вроде и не больно особо, но как-то так до нелепого обидно, что невозможно сдержаться. Думаю, косяк был всего лишь поводом, чтобы пожалеть себя, потому что задевала она его чаще всего в изначально удручающем «несчастном» состоянии.

Впрочем, приступы жалости к себе случаются и у женщин с развитым зрительным вектором – если они находятся в сильном стрессе. Моя кожно-зрительная подруга, которая любит допоздна засиживаться за компьютером, флиртуя с виртуальными кавалерами, вынуждена рано вставать на работу, чтобы добраться на другой конец Москвы. К концу рабочей недели у неё накапливаются недосып и сильная усталость. Бедняжке удаётся встать только после третьего-четвертого звонка будильника…. Практически сквозь сон она плетется в ванную комнату в своей фланелевой пижамке и плачет там навзрыд, сидя на краешке ванны. Просто потому что хочется спать и ужасно жалко себя, сонную и невыспавшуюся.

Увы, даже женщины, достигшие высокого уровня развития личности, и не склонные к беспричинному самокопанию и жалости к себе, иногда впадают в плаксивое состояние если всё вокруг не ладится. Будучи загнанными в угол, в серьёзном стрессе они могут не на шутку разрыдаться – ну разве что постараются сделать это тайком, уткнувшись ночью лицом в подушку или спрятавшись от коллег по работе в дамскую комнату...

Что ж, в этом случае слёзы могут стать спасением и помочь снизить градус эмоций, бушующих внутри растревоженной зрительной женщины.

Причина четвертая: красота. Страшную силу красоты можно ощутить глядя на вызванные ею слёзы. Иногда в длинных коридорах Лувра – а то и нашей Третьяковки – попадаются такие одухотворенные заплаканные лица, которые порой вызывают гораздо больший интерес, чем шедевры вокруг. Зрительная девушка чувствует красоту всеми фибрами, клетками и частями тела. Слово «красивый» чаще других встречается в её речи, и потому истинная красота никогда не оставит её равнодушной.

Тётя Зина, всю жизнь проработавшая воспитательницей в детском саду, не изменяет своей зрительной сущности даже сейчас, когда ей уже глубоко за семьдесят и глаза её видят уже не так как раньше.

- Ты только посмотри какой закат! – ахает она, глядя в окно. Перевожу взгляд в сторону садящегося солнца и вижу что оно прячется не за окутанный вечерней негой горизонт, а в туманную дымку выхлопов местного металлургического гиганта. Но тётя Зина игнорирует эти незначительные детали, она всем своим существом видит и впитывает красоту угасающего светила. Его лучи отражаются в её по прежнему юных глазах и блестят в слезах восхищения. Красоту она видит во всем: в ярко алой редиске – «только глянь, какая она сочная и красивая, как губы невесты!», в длинной косе пробегающей мимо школьницы – «Боже, какая прелесть! Настоящая красавица, как с картины сошла!», в самодельном сплетенном из бисера браслетике «Как невероятно красиво подобраны бусинки! Часами бы любовалась!» Каждый раз, встречаясь с истинной красотой тётя Зина замирает и украдкой смахивает с ресниц слезы восторга.

Да что там тётя Зина!

Виктория Н-ва, современная деловая леди, которая наряду со своими коллегами-мужчинами вгрызается в крупные сделки и выкручивает из владельцев мировых холдингов нужные условия контрактов, рыдала как дитя, стоя на берегу Оки в маленьком провинциальном городке.

- Господи, красота-то какая….- повторяла она как мантру, окидывая взглядом речные изгибы и склонившиеся над ними ярко-зеленые от травы и кустов берега. Забыв о сделках и контрактах, она зачарованно смотрела как течение уносит брошенный кем-то в воду букет ромашек. Слезы всё капали и капали, а она восклицала им в такт: - Ну почему я не художник?! Здесь всё так невероятно красиво!

Красота имеет какую-то мистическую власть над зрительными девушками. Она зачаровывает, увлекает, восхищает …и часто вызывает слёзы, видимо как проявление высшей степени восторга, вызванного контрастностью Прекрасного по отношению ко всему остальному миру, который в эту секунду становится некрасивым в отличии от предмета восхищения. Причем, «предметом» этим может быть всё что угодно - от картины до автомобиля.

Причина пятая: эйфория, всплеск эмоций. Те, кому довелось испытать настоящее счастье, знают, что оно сиюминутно и преходяще. Но по-настоящему, всем своим существом это понимают только зрительные девочки. Их зрительный вектор, который получает мощную подпитку от эмоций, чахнет и страдает, если в жизни всё уныло и монотонно. И потому недолгие вспышки счастья, вызывающие эйфорию, часто влекут за собой слёзы, потому что зрительная девушка, живущая на эмоциональных качелях, знает – этот краткий миг пройдёт и яркие краски снова поблекнут. В такие минуты ей даже может придти в голову мысль «вот бы умереть сейчас, в эту секунду, чтобы этот упоительный миг превратился в вечность».

Или вдруг её цепляет ничего не значащая фраза или слово в разговоре, которое напоминает о каком-то человеке или событии из прошлого – да так цепляет, что она может рыдать до истерики. Одна моя подруга расплакалась в троллейбусе на ровном месте только потому, что протиснувшийся мимо неё к выходу мужчина пах таким же одеколоном как «тот самый Миша, помнишь я тебе про него рассказывала, ну с которым у меня всё было, на первом курсе»...

Всплеск эмоций может возникнуть из ничего, на самом ровном месте – это может быть обрывок мелодии, донёсшийся из проносящейся мимо машины, надпись на плакате кандидата в президенты, сцена из фильма, жвачка, прилипшая к подошве её туфельки, смска «не от Него» (впрочем, также как и «смска от Него»), внезапно начавшийся дождь, и даже полное отсутствие видимого повода, которое зрительная девушка прикрывает извинительным «нахлынуло что-то».

Она может заплакать в момент оргазма или сразу после него; её горячие слёзы часто падают на колечко с бриллиантиком, которое преподнёс любимый; а долгожданная встреча после долгой разлуки обязательно должна быть скреплена слезами, иначе это просто не настоящая радость. Истинное счастье зрительных девушек – только то, которое со слезами на глазах. Это для них поёт свою коронную песню Александр Серов – ведь только они способны понять всю глубину и силу любви, которая «до слёз».

Впрочем, не стоит делать вывод, что зрительные дамы постоянно ходят зарёванные с опухшими глазами. Помимо слёз у развитых «зрительниц» есть ещё целый арсенал способов выплёскивания эмоций. Из последних «новинок» можно упомянуть такие как: волонтёрство, экстремальные хобби (например, прыжки с парашютом), альтернативные методы психотерапии (например, избавление от стресса с помощью крика), благотворительность и другие занятия, поддерживающие эмоциональную амплитуду в тонусе.

Отдельные зрительные девушки (чаще всего кожно-зрительные) находят достойное применение своей способности давать волю слезам. Например, становятся актрисами. Ведь в театральной среде очень ценится умение вовремя заплакать на сцене. А когда плачет талантливая актриса – ей не просто верят. Ей подплакивают… И тогда, как и во времена «Весёлых ребят», очередной влюбленный мужчина шепчет с восторгом на ушко своей женщине: «Эмма, за эти слёзы я люблю тебя ещё больше!»


Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.



Бурдаева Е.С.



Вернуться к списку статей